От «Югры вечерней». «Алексей Боровиков — инвалид по зрению с детства. Но, несмотря на это, он человек с очень активной жизненной позицией. Юрист-консультант, активист общества инвалидов. А еще он учит обычных людей понимать инвалидов. И даже методики педагогические по этому поводу создает. И вот в рамках одного из таких проектов он побывал в Ханты-Мансийске. И не смог не выразить свое к нему отношение. Итак слово нашему уважаемому внештатному корреспонденту…»
«На связи незрячий путешественник, юрист, общественный деятель и методист учебно-методического центра Всероссийского детского центра «Орлёнок». В свободное от юридической и методической работы время я люблю путешествовать. В сентябре текущего года я работал экспертом на одном из спортивных мероприятий Ханты-Мансийска. Моя неугомонная натура сподвигла меня к тому, чтобы во второй половине дня я, вооружившись тростью, отправился от гостиницы «Олимпийская» до улицы Ленина и еще Бог знает докуда.
Да, в моем телефоне установлено специальное программное обеспечение, позволяющее озвучивать системы навигации для незрячих пользователей, но в Ханты-Мансийске «яблочная продукция» никак не хотела сочетаться с северным колоритом. Я шел прямо по улице Ленина, а мой смартфон уверял меня в том, что я двигаюсь по улице некого Карла Маркса. В истории они, конечно, в некотором роде соратники, но только не в топографии Ханты-Мансийска. На пути следования мне встречались люди. И это с одной стороны хорошо, но почему-то они обычно проявляли себя с другой стороны. Я, честно говоря, обычно сужу о городах по тому, как люди подсказывают посторонним дорогу. В Ханты-Мансийске лишь четверо из десяти прохожих нашли время и желание подсказать, где я нахожусь и как мне дальше двигаться. Остальные либо проходили мимо, либо изображали молчаливую тень отца Гамлета.
Если говорить о качестве инфраструктуры, то в Ханты-Мансийске с помощью трости реально почувствовать, где заканчивается тротуар, а где начинается дорожное покрытие. Звуковых светофоров, на мой взгляд, недостаточно, зато нет рекламных щитов низко установленных над тротуаром и представляющих опасность для головы, либо веток далеко растущих от неподалеку растущих деревьев, которые то и дело стремятся хлестнуть по лицу.
Кстати, может прохожие и мало коммуникативны, однако люди на работе очень отзывчивы. Зашел в одну кофейню, где бариста очень помог мне с заказом. Рассказал, что есть в ассортименте, что лучше выбрать, помог добраться до столика.
Есть и несколько неудобных моментов, связанных с односторонним движением по той же улице Ленина. Так, чтобы уехать из центра Ханты-Мансийска до гостиницы «Олимпийская» следует пройти на другие улицы, где курсирует нужный мне транспорт или воспользоваться услугами такси. Впрочем, это я придираюсь. В той же Тюмени подобные на тоже улице Ленина — обычное явление.
А еще мне довелось побывать на смотровой башне и сфотографироваться с мамонтами. Впервые за 33 года порадовался отсутствию зрения, ведь на мой вопрос: «А что находится сбоку?» последовал ответ: «Мы находимся над десятиэтажными домами, вбок не ходи, т.к. нет ограждений». Поборов желание лечь на землю до приезда МЧС или личного вертолета, я с гордо поднятой головой и трясущимися ногами стал изображать статую бессмертного слепого, решившего забраться туда, куда отваживаются подняться только те, кто, также как и я, не боится кушать беляши в привокзальной столовой.
Мамонты, бредущие стадом по Археопарку Ханты-Мансийска, оказались великолепны. И это я утверждаю не видя их! Огромную каменную тушу одного из этих ископаемых зверюг я ощупал настолько, насколько мне позволил мой рост и размах рук. Сложно передать словами эмоции, которые я испытал!
В итоге хочу заметить, что столица Югры в плане перемещения инвалидов в пространстве не идеальна. Но город умеет удивить. Удивить своим размахом даже незрячего человека. Увы, в этом городе осталось много того, к чему я еще не прикоснулся. И потому очень хотел бы вернуться в Ханты-Мансийск еще один раз! А может и не один. »